Следователь, который вел дело о перестрелке в «Москве-Сити»

Левон Анаджанян, как гласило обвинение, пытался переложить вину за случившееся на сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии и ЧОП и выгородить секьюрити экс-акционера «Вимм-Билль-Данн» Гавриила Юшваева. Защита не согласна с приговором и планирует его обжаловать

Левон Анаджанян (в стеклянном боксе).
Левон Анаджанян (в стеклянном боксе). Фото: пресс-служба Замоскворецкого суда Москвы

Обновлено в 23:20

Замоскворецкий суд Москвы приговорил к 11 годам лишения свободы в колонии общего режима бывшего следователя столичного главка Следственного комитета России Левона Агаджаняна, который вел громкое дело о перестрелке в башне «Око» «Москвы-Сити» в 2017 году. В ходе нее погиб один человек и еще пятеро были ранены.

Как сообщили Business FM в пресс-службе суда, Агаджанян был признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), привлечении заведомо невиновных лиц к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ) и фальсификации доказательств (ч. 3 ст. 303 УК РФ). Он лишен звания майора юстиции.

«Иск потерпевшего, сотрудника Росгвардии Дмитрия Якобсона, получившего в перестрелке тяжелое ранение, на сумму 20 млн рублей суд удовлетворил частично, обязав подсудимого выплатить 7 млн рублей», — сказала радиостанции пресс-секретарь суда Кристина Протопопова.

Следователь был арестован в декабре 2020 года. Уволился он со скандалом в феврале 2019 года вместе с семью другими следователями Главного следственного управления СК по Москве. Следствие установило, что Агаджанян по просьбе экс-акционера «Вимм-Билль-Данн» Гавриила Юшваева пытался снизить степень ответственности за конфликт охранников бизнесмена и свалить вину на сотрудников вневедомственной охраны Росгвардии и ЧОП, в частности подменив гильзы на месте преступления.

Кроме того, он внес исправления в протокол осмотра места происшествия и уничтожил схему перестрелки на четвертом этаже здания, а также сфальсифицировал материалы дела. В итоге следователь квалифицировал действия руководителя охраны бизнесмена Гавриила Юшваева Магомеда Исмаилова всего лишь как хулиганство, а в развязывании стрельбы в «Москве-Сити» обвинил сотрудников Росгвардии и чоповцев, охранявших мероприятие, включив в их число даже погибшего охранника Платона Койду.

Перестрелка в башне «Око» произошла вечером 17 ноября 2017 года. В тот вечер бизнесмен Дмитрий Павлов, в некоторых кругах более известный как Павлик, планировал отмечать 50-летний юбилей. На мероприятие в ресторан Crystal Ballroom было приглашено около 250 гостей. Вести вечер должен был Валдис Пельш, среди выступающих были заявлены Валерий Меладзе, Григорий Лепс, Любовь Успенская и артисты Cirque du Soleil.

Но спустя два часа после начала праздника на парковке у входа в здание произошел конфликт. Он возник между людьми Павлова и водителем бизнесмена Гавриила Юшваева, совладельца башни. Последний был приглашен на праздник.

Встречавшие гостей Олег Бутов и Александр Акопов попросили шофера Юшваева переставить бронированный Maybach, который мешал выходу из машин других гостей. Но тот отказался, сказав, что его уволят. В беседу вмешался начальник охраны Юшваева — учредитель спортивного клуба «Скорпион», в прошлом двукратный чемпион мира по кикбоксингу Магомед Исмаилов — и приехавшие вместе с ним на четырех джипах земляки. Они заявили, что «они тут хозяева», а люди Павлова — гости.

Словесная перепалка с чоповцами вскоре переросла в перестрелку, которая закончилась одним убитым и пятерыми ранеными.

Адвокаты следователя уже заявили, что не согласны с приговором суда и намерены подать на него апелляцию. Как рассказал Леонид Шарый, потерпевший Якобсон якобы незаконно оказывал услуги охраны, Агаджанян не уничтожал схему перестрелки на четвертом этаже башни, а коррупционный мотив так и не был вменен подозреваемому. Обвинение в том, что следователь пытался «повысить свой авторитет и значимость среди представителей национальной диаспоры», защита также опровергла. Вот что об этом рассказывает адвокат Леонид Шарый:

— Вы считаете, что Якобсона незаконно признали потерпевшим?

— Конечно, незаконно. Я скажу больше: по заданию руководителя управления «М» ФСБ России было проведено исследование. И по копии договора на оказание охранных услуг, по заключению специалистов данный договор (на основании которого ЧОП Якобсона выезжало в «Москву-Сити») является притворной сделкой.

— Вашему подзащитному ведь не вменяли корыстный мотив, тогда какой мотив совершать все махинации с материалами уголовного дела?

— Он категорически не согласен, что у него был корыстный умысел. Следователи, которые дали показания, что он якобы после другого, второго авторитетного бизнесмена пришел и сказал, что видный бизнесмен оставил сумку с синими вставками и спросил: «Ты знаешь, сколько сюда влезет долларов?», и то, что показали следователи из следственной группы о том, что Агаджанян списался со вторым видным бизнесменом в одном из ресторанов Москвы, не подтвердилось. При допросе этих следователей они это не подтвердили.

— Газета «Коммерсантъ» писала: ему вменили, что он пытался повысить свой авторитет и значимость среди представителей национальной диаспоры. Так ли это, была такая формулировка в деле?

— Да, в обвинительном заключении было. Но мы сделали запрос в общественную организацию армян России и в общественную организацию армян города Москвы — они такого (представителя армянской диаспоры по фамилии Агаджанян. — BFM) даже не знают.

Защита осужденного назвала назначенное Агаджаняну наказание чрезмерно суровым. По мнению Леонила Шарыя, суд неправомерно взыскал с его клиента в пользу потерпевшего 7 млн рублей. «По закону Дмитрий Якобсон должен был обращаться с иском к работодателю, Минфину, а уже тот мог в регрессном порядке подать иск о взыскании компенсации с бывшего следователя как с причинителя вреда», — полагает защитник.

В мае 2022 года Пресненский суд Москвы приговорил Магомеда Исмаилова, который был руководителем охраны Юшваева, к 16 годам колонии. А активный участник конфликта Эльдар Хамидов получил на год меньше. Их дело рассматривалось присяжными, которые сочли вину фигурантов доказанной. Оба были признаны виновными в хулиганстве с применением оружия (ч. 2 ст. 213 УК РФ), покушении на убийство двух и более лиц (ч. 4 и ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 105 УК РФ), а также в незаконном хранении оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ).

В июле 2021 года Пресненский суд Москвы вынес приговор еще одному из участников перестрелки, бывшему чемпиону России и Москвы по кикбоксингу Саиду Асадулаеву, который сам получил ранения обеих ног. За хулиганство с применением оружия (ч. 2 ст. 213 УК РФ) он был осужден на четыре года лишения свободы.

BFM.ru